Что такое распорядок дня и зачем он нужен
Распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением временных интервалов времени на эти элементы. Ребенку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, например, когда к посещению школы добавляет посещение секций, кружков или занятий в развивающих центрах. Конечно, в этом случае большую часть ответственности за выполнение режима дня лежит на родителях, и они контролируют соблюдение графиков посещений тех или иных мероприятий, прикидывают временные интервалы, но постепенно ребенок должен учиться состоятельно выполнять распорядок дня.
Если правильно организовать день ребенка, это поможет ему легче переносить физические и умственные нагрузки, у ребенка всегда будет время на занятия, игры, отдых и посещение кружков или секций.
Нередко дети, у которых отсутствует распорядок дня, даже не успевают подготовить домашнее задание для школы, не говоря уже о посещении развивающих мероприятий, и даже на прогулки у них нет времени. В то время как организованный в этом плане школьник успешно учится, активно отдыхает и успевает заниматься внеклассными делами.
Составляя распорядок дня для школьника, важно помнить, что на отдых обязательно должно быть отведено время. Кроме того, если ребенок занимается во внешкольных кружках, его дневной распорядок будет отличаться в зависимости от дня недели. Поэтому, для школьников начальных классов необходимо составлять режим на всю неделю. Со временем, привыкнув жить по прописанному плану, он сможет составлять свой распорядок самостоятельно и рационально распределять свое время. Но обучить этому своего малыша с раннего возраста – задача родителей.
Важный момент: в первое время взрослые должны строго контролировать соблюдение каждого пункта распорядка дня ребенком, пока он не войдет в его привычку.
Элементы распорядка дня школьника
Чтобы правильно составить распорядок дня и рационально распределит время ребенка, необходимо определиться, какие элементы должны быть в нем отражены. Прежде всего это время на учебу в школе и подготовку домашнего задания в домашних условиях. Затем, для детей, посещающих внешкольные кружки и секции, должно быть отведено время на внешкольные занятия с учетом дороги. В распорядок дня включаются пункты, касающиеся приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин), время на прогулки, в том числе и на свежем воздухе при хорошей погоде, какой-либо досуг в домашних условиях и сон.
Не стоит беспокоится, что в 24 часа суток все эти элементы вместятся с трудом. При правильной организации дня времени хватит на все. Конечно, многим детям сложно определиться, чем конкретно они хотят заниматься после занятий в школе, некоторые записываются во все кружки, какие только предлагают внешкольные организации, но времени на все не хватает. В этом случае следует определиться, какие именно секции будут в приоритете, а чем придется пожертвовать (может быть на какое-то время).
Учитывая все элементы режима дня, важно помнить, что ребенку нельзя чрезмерно переутомляться, иначе хроническая усталость может вызвать у ребенка развитие астено-невротического синдрома. С другой стороны, часто мамы жалуются, что, оставшись недостаточно загруженным, ребенок часами «болтается» на улице, ввязывается в плохие компании и к подростковому возрасту становятся просто неуправляемыми.
Итак, рассмотрим основные элементы распорядка дня школьника.
Учеба в школе и дома
На занятия в школе для ученика начальных классов тратится от 4 до 5 часов в день. Обычно уроки начинаются в 9 часов и длятся до 12 – 13 часов дня. Распорядок в учебное время организовывается администрацией школы, классным руководителем. Все, что требуется от родителей и самого ребенка – вовремя прийти к началу занятий в школу. Подготовка домашнего задания в домашних условиях для школьников начальный классов занимают до 1-3 часов времени (в зависимости от класса). За это время ребенок успевает решить примеры и задачи по математике, выполнить письменные упражнение по языкам, выучить устные предметы.
Приступать к выполнению домашних заданий сразу после возвращения из школы не нужно. После обеда ребенок может немного отдохнуть, поиграть или отправиться на внешкольные секции.
Внешкольная активность ребенка
Посещение спортивных секций, внеклассных кружков или развивающих центров полезно для развития ребенка, для формирования для личности. Таким образом ребенок не только развивается, но и учится общению в коллективе, адаптируется к новым условиям. Дополнительные занятия спортом развивают в ребенке выносливость, силу, ловкость, способствует укреплению мышц и скелета. Занятия в творческих и художественных кружках благотворно сказывается на эстетическом развитии ребенка, развитии полезных навыков и умений. Обучающие и развивающие кружки и центры способствуют всестороннему развитию ребенка. Для школьников начальных классов можно посещать 2-3 кружка или секции, с учетом того, что занятия по каждому их них проводятся 2 раза в неделю (т.е. 2-3 секции по 2 занятия в неделю – 4-6 занятий в неделю). Отводя время на распорядок дня под внешкольные мероприятия, учитывайте не только время занятия, но и на дорогу до кружка и обратно домой.
Питание
Время на питание или приемы пищи должно быть обязательно отведено в распорядке дня. Учитывайте время на завтрак перед школой (второй завтрак у детей – в школе), обед, полдник и ужин. На один прием пищи отводите 20-30 минут. Приучайте ребенка есть быстро, но не торопясь.
Часто всегда находится 1-2 ребенка, которые подолгу засиживаются за столом, в то время как другие детки уже успели покушать и готовятся к занятиям или прогулке. Если ваш ребенок относится к числу этих малышей, которые очень медленно едят, приучайте его кушать быстрее. Предлагайте своего рода соревнования, кто быстрее съест обед, придумывайте поощрения для ребенка, если он быстро справится с трапезой.
Особых требований к распределению времени на приемы пищи нет. Главное, чтобы завтракал ребенок не позднее чем через час после пробуждения (это подойдет для выходного дня) и не ранее, чем через 20-30 минут после пробуждения. В будние дни завтракать нужно через 20-30 минут после подъема. Обед должен приходиться на 13-14 часов дня, а ужинать нужно примерно в 19-30, не позже.
Отдых и прогулки
Отдых – неотъемлемая часть рабочего дня ребенка. После возвращения из школы ребенку необходим отдых около 1-1,5 часов. При этом отдыхать должны и глаза ребенка, поэтому в это время лучше отвлечься от компьютера, планшета и даже чтения книг. Лучше это время провести на свежем воздухе на улице, а для первоклассников, возможно подойдет дневной сон. Если в этот день у ребенка нет никаких кружков и секций, то после отдыха, примерно в 15-16 часов он может приступать к домашним заданиям. Если же внеклассная жизнь школьника весьма насыщена, то время на подготовку уроков определяется в индивидуальном порядке. Но все же лучше, если уроки ребенок успевает сделать днем. Перед ночным сном ребенку тоже необходим спокойный тихий досуг. Спать школьнику начальных классов необходимо 9-10 часов в течение ночи. Поэтому, часов в 20-00 – 20-30 ребенку пора готовиться ко сну. Чтобы с засыпанием не было проблем, подготовьте комнату заранее, проветрите ее, перестелите постель. Собрать портфель на завтра и убрать игрушки нужно с вечера, чтобы зря не тратить утром время.
Облегчить создание распорядка дня позволит следующий пример-опора:
7:30 — ребенок просыпается;
7:35 — 8:00 — утренняя рутина (разминка, личная гигиена);
8:00 — 8:20 — прием пищи;
8:20 — 8:30 — сборы;
8:30 — 8:45 — путь в школу;
8:45 - 8:55 - зарядка в школе
9:00 — 13:05 — учеба (продолжительность варьируется в зависимости от числа уроков);
13:05 — 13:30 — возвращение домой;
13:30 — 13:40 — смена одежды;
13:40 — 14:00 — дневной прием пищи;
14:00 — 16:00 — свободное времяпрепровождение (отдых, секции);
16:00 — 18:00 — выполнение домашнего задания;
18:00-19:00 — 18:30-19:30 — ужин;
До 20:00 — досуг ребенка;
20:00 — 21:00 — подготовка ко сну;
21:00 — отбой.